111Финансовый план представляет собой один из основных разделов бизнес-плана. Он предполагает формирование системы коэффициентов, благодаря которым можно было бы определить финансовое состояние компании и выявить те направления, по которым нужно работать, чтобы повысить эффективность от его финансовой активности в последующем периоде. Для этого специалистами производятся вычисления, помогающие вывить, какие источники выступают в качестве основных поставщиков ресурсов и каким образом их следует распределить по структурным подразделениям для того, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование организации.

Финансовый план составляется для решения следующих задач:

— для выбора направлений, в который можно было бы вложить средства наиболее выгодно;

— для обнаружения внутрихозяйственных резервов, за счет которых можно было бы повысить прибыль;

— для осуществление контроля над финансовыми потоками, показателями платежеспособности и кредитоспособности.

Финансовый план должен отвечать ряду критериев, во-первых, он должен быть целевым, то есть, в нем должны быть обозначены конкретные цели, которых предполагается достичь при наличии определенного количества финансовых ресурсов. Во-вторых, он должен быть оперативным, отражая состояние предприятия не только на данный момент времени, но и на ближайшее будущее. Документ должен быть реальным, то есть, показывать, каково положение дел на самом деле, а не в оптимистичном или пессимистичном плане.

222При помощи финансового плана должны решаться управленческие задачи, следовательно, он должен содержать конкретные меры, благодаря которым можно было бы осуществлять контроль над финансовыми процессами, протекающими в организации. Также он должен содержать минусы предпринимательской активности, их причины и способы устранения.

Финансовый план является комплексным, за счет того, что он позволяет распределить финансовые ресурсы по тем направлениям, которые считаются наиболее целесообразными. Он должен содержать описание конкретных мероприятий, за счет осуществления которых можно было бы повысить конкурентоспособность предприятия, например, за счет выпуска нового вида продукции или за счет улучшения потребительских качеств уже производимых товаров.

При формировании такого документа составителем могут использоваться самые разнообразные источники информации. В первую очередь, к ним относится бухгалтерская и финансовая отчетность. Эти документы позволяют рассчитать показатели, благодаря которым можно было бы оценить состояние, в котором находится предприятие.

333В их число, в первую очередь, относятся коэффициенты ликвидности, благодаря которым можно оценить способность компании покрыть свои обязательства, используя при этом только собственные средства. Вторая группа показателей отражает платежеспособность организации, то есть ее способность в полном объеме и точно в срок погашать свои обязательства перед кредиторами. Нужно проследить, чтобы отдельные индикаторы соответствовали тем величинам, которые установлены на законодательно уровне.

Также в процессе составления финансового плана необходимо внимательно изучить договоры, заключенные с поставщиками сырья, материалов и прочих материальных ресурсов, а также с покупателями, которым реализуется готовая продукция.

На основе общего объема заказов составляется прогноз относительно объемов производства и сбыта товаров. Для этого также необходимо проанализировать рынок, определив уровень спроса, уровень цен продаж, установившийся на конкретный вид продукции, а также иные характеристики рыночной структуры.