111Залогом любого успешного бизнеса является четкий и хорошо составленный еще в самом начале бизнес план. Иначе говоря, любому предприятию необходима стратегия действия. То на кого ориентирована продукция, как рекламируется товар, какие цены назначаются — это и многое другое должен охватывать план.

Составление бизнес плана можно назвать своего рода искусством, так как немногие даже профессиональные финансисты способны быть стратегами. Для эффективного планирования, несомненно, необходимы такие качества, как умение анализировать информацию и делать выводы, инициативность и амбициозность, а также пунктуальность и терпеливость. Однако, совершенно не значит, что если какого-либо качества нет, то и настоящий бизнес план уже никогда не составить. В наше время давно уже раскрыты секреты успешного бизнес планирования, руководствуясь которыми, любой желающий сможет составить стратегию поведения своего бизнеса.

План может создаваться на разное количество лет, все зависит от требуемой точности данных. Так, эксперты говорят о краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Сравнительно небольшие сроки оцениваются от года до трех лет. Это период становления любого бизнеса. Решающим фактором, которые определяет всю целесообразность начинания, является срок окупаемости! Для успешного бизнеса он должен составлять не более двух, максимум трех лет. Если за это время прибыть так и остается нулевой, деятельность можно считать безрезультатной.

222Среднесрочная перспектива охватывает, как правило, период до пяти лет. На этом этапе бизнес уже должен показывать стабильную норму дохода и перед предпринимателем стоит вопрос о дальнейшем развитии фирмы. Долгосрочное развитие событий может охватывать целое десятилетие. Как правило, такие планы составляются для крупного бизнеса с серьезными доходами и инвестициями.

Первый раздел бизнес-плана всегда посвящается обсуждению самых общих положений: для чего создается предприятие, какую миссию несет, и какие задачи способно решать действующая компания. Многим может показаться, что эти вопросы носят лишь формальный характер. На самом же деле именно в самом начале бизнес пути стоит расставить все точки над i.

Основная часть плана описывает сугубо практические моменты реализации проекта. Уточняются все основополагающие юридические, финансовые, логистические вопросы. Особое внимание уделяется технической стороне бизнеса, каким именно способом будет изготавливаться продукт (услуга), какие материалы закупаться и где. Используется вся имеющаяся информация и справочные данные, которые могут быть полезны. Большое влияние оказывают реальные статистические данные и практический опыт!

Обязателен раздел, в котором оцениваются сильные и слабые стороны предлагаемой идеи. Наряду с оценкой преимуществ, приводится резюме по возможным рискам. Необходимо иметь несколько вариантов развития событий для оперативной координации всех служб.

333Отдельное внимание уделяется следующему разделу – маркетинговое продвижение. Так же, как и организация всего процесса производства продукта или оказания услуг, важна и реализация этого продукта. Имеет огромное значение, каким образом клиент узнает о продукте и захочет ли он его покупать. Крупные компании заранее планируют свой маркетинговый бюджет, перечисляя миллионы на развитие рекламы и поддержку торговых агентов.

В заключительной части бизнес плана приводится общий обзор всех разделов основного документа. Именно в заключительном разделе на основе всех фактов звучит вывод о том стоит ли воплощать в жизнь бизнес идею и насколько она будет жизнеспособна!