111Когда-то во времена Советского Союза в мерчендайзерах не было нужды. Какой товар продвигать, когда любой и без того нарасхват и к каждому прилавку ведет нескончаемая очередь? Изменились времена, и изменилась ситуация, особенно в торговле. Современный рынок предоставляет потребителю широчайший ассортимент товаров, названия торговых марок меняются каждый год, и предпринимателю, имеющему торговую точку, частенько бывает сложно с выбором закупаемых товаров. От ассортимента его магазина напрямую зависит товарооборот. Вот тут-то на помощь приходит мерчендайзер.

Кто он такой — мерчендайзер?

Английское слово «merchandising» означает планирование, применение различных методик, направленных на побуждение к аудитории потребителей разных уровней. Итак, мерчендайзер занимается увеличением спроса и, как следствие, сбытом товаров в торговле розничного типа. Основная задача мерчендайзера — это создание для компании высокого имиджа, превосходящего конкурентов на рынке подобных товаров.

Карьерный рост

Профессия мерчендайзера является хорошей стартовой площадкой для целеустремленных и активных людей. Они, как правило, на этом этапе долго не задерживаются и спустя год или полтора уже занимают должность руководителей отдельных групп мерчендайзеров. После поднимаются на уровень супервайзеров. Супервайзер — это специалист, имеющий в своем подчинении всех мерчендайзеров компании. Он координирует их работу, объясняет им принципы стратегии рекламной кампании, предлагает способы повышения имиджа фирмы. Супервайзер является главным связующим звеном между высшим руководящим звеном и его подчиненными. При успешной и активной деятельности через пару лет такой специалист с легкостью может занять руководящую должность.

222Следует отметить существование и другого варианта успешной карьеры от мерчендайзера до руководителя. Для этого следует направить все свои усилия на рекламу предприятия. Опыт, который вы накопите на «полевых работах», обязательно пригодится при работе в рекламном отделе, а следовательно вскоре вы преуспеете и здесь.

Требования к мерчендайзеру

Зарплата мерчендайзера зависит от имеющегося опыта, объема выполняемой работы и уровня предприятия. В большинстве случаев, помимо ставки, мерчендайзер получает процент от продаж, поскольку именно объем реализованной продукции показывает уровень специалиста. Опытные мерчендайзеры знают, что сотрудничая с элитными компаниями, можно получать более высокую заработную плату. Но, нужно отметить, что и требования здесь будут намного выше. При приеме на работу в такую компанию работодатель обязательно поинтересуется об уровне знания английского и (или) других иностранных языков у претендента на место, о его навыках работы в специализированных программах, об аналитическом опыте работы, а также предъявит высокие требования к внешнему виду кандидата.

Мерчендайзер, обычно обеспечивает от 3 до 20 магазинов, которые для наиболее успешной работы желательно посещать каждый день. Но так как, частенько начинающие предприятия нагружают мерчендайзера большим объемом задач, следует акцентировать свое внимание на посещение подконтрольных торговых точек не реже одного раза в неделю. Иногда компании отдают предпочтение кандидатам с личным авто, так он будет успевать чаще объезжать все торговые точки, да и снизит проблемы с пунктуальностью. Ко всему, переполненный общественный транспорт может существенно повлиять на степень опрятности во внешнем виде, не говоря уже о настроении сотрудника.

333Чтобы быть лучшим в своем деле, мерчендайзеру нужно в себе выработать некоторые незаменимые качества. К таковым относятся исполнительность, ответственность, коммуникабельность и уверенность. По сути, они являются обязательными условиями для кандидатов на должность мерчендайзера. В процессе работы такому специалисту потребуются навыки общения с «трудными» людьми, которых нужно будет уметь мягко и ненавязчиво убедить в необходимом выборе, уметь указывать преимущества предлагаемого товара перед товарами-конкурентами.

Существуют и возрастные ограничения для претендентов на эту должность. Желательны сотрудники возрастной категории 18-25 лет. Дело не только в степени энергичности, но и в желании руководителей компании самостоятельно обучить и вырастить специалиста данной области. Большинство крупных международных компаний практикуют разработку подробных обучающих программ, организовывают специальные учебные центры, в которых проходят регулярные тренинги.

444Главной обязанностью мерчендайзера является подача своего товара-продукта в самом выгодном свете. Этому способствуют существующие методы и способы мерчендайзинга. Одни из них находят применение только для определенной категории продукта или сегмента рынка, другие же отличаются универсальностью, они подходят всегда и для всех товаров. Тому, кто мечтает о карьере в профессии мерчендайзера, необходимо обзавестись сразу несколькими методами и постоянно быть открытым к новым знаниям и методикам, потому что рынок обладает крайне непостоянным характером. Усовершенствованию знаний в этой области также поспособствует соответствующая литература и обучающие ролики, имеющиеся на интернет-порталах. Но самое важное — это ваше стремление и желание расти и становиться лучше и профессиональнее!