111Обычно нам нравится находиться в кругу единомышленников, где нас понимают с полуслова. Но чтобы сформировать такой круг, нужны не только общность интересов и схожие взгляды, но и целенаправленные усилия и умения. Особенно, если профессия или род занятий требует постоянного общения с людьми. Здесь без умения общаться и адекватно и эффективно выражать свои мысли не обойтись. Если вы считаете себя замкнутым человеком и общение с незнакомцами, которое требует ваша профессия, для вас обременительно, то, наверное, вас утешит мысль, что хорошие собеседники не рождаются, а учатся.

В некоторых случаях советы по эффективному общению могут не давать желаемых результатов. Одной из причин является то, что для человека, который приобретает их, они являются чисто теоретические. Чтобы хорошо чему-то научиться, нужно упражняться. Для начала стоит понаблюдать за тем, кто уже овладел искусством эффективной коммуникации. Если кто-то из ваших друзей или коллег легко и непринужденно устанавливает коммуникативную связь с другими, постарайтесь узнать, как ему это удается. Человек скорее склонен к разговору тогда, когда перед диалогом он может выразить свое искреннее восхищение своими умениями.

111Следующим шагом в развитии умения общаться является поиск «тренера». Им может стать опять же друг или коллега, чьи умения коммуницировать хорошо развиты. Уместно попросить своего «тренера» наблюдать за вашим процессом общения и давать впоследствии советы и замечания. Важно не забыть, что коллега сейчас в роли тренера и не обижаться на критические соображения. Выслушав их, спросите, как сделать лучше. Если всегда после критики вы будете ставить этот вопрос, то необоснованной критики не будете слышать никогда.

Если человек по характеру замкнутый и ему трудно быстро и эффективно устанавливать коммуникативную связь с другими, то это означает только то, что ему нужно дольше упражняться. Психолог Дэвид В. Джонсон в книге «Социальная психология: тренинг межличностного общения» отмечает, что формирование умения общаться проходит через несколько этапов:

1) неуклюжее умения, сопровождается ощущением неловкости, здесь важно осознание важности вступления умение общаться;

2) ощущение неестественности в ходе выполнения умения, зато неумелость постепенно исчезает. Чтобы преодолеть ощущение неестественности нужны поощрения и похвала со стороны других;

3) умелое выполнение умения — человек знает, как и умеет достигать желаемых результатов в диалоге;

4) автоматическое выполнение умения — уже не задумываясь, человек легко и ловко налаживает контакт с собеседником. Появляется ощущение естественности навыков общения.

496065AX.TIFНаучиться эффективно общаться, невозможно самостоятельно. Поэтому к этому процессу следует привлекать коллег, друзей и родственников. С ними вы можете применять советы по общению и получать от них советы. Приготовьтесь к тому, что успех придется не сразу, вы будете ошибаться, но это одно из условий любого обучения.

Определить насколько эффективно обучение можно, если сравнить намерения и результаты коммуникации. В эффективном общении они совпадают.

Если вы достигли мастерства общения, то можете стать «тренером» для кого-то из своих коллег или знакомых. Это одно из условий закрепления хорошего умение общаться, потому что поможет научиться эффективно предоставлять обратную связь. Чтобы это было проще, воспользуйтесь следующими советами:

1) когда проявляете свое отношение к поступкам другого, обращайте внимание на поведение человека, а не на личность. Лучше сказать: «Ты говорила медленно и вяло», чем «ты медленный и вялый человек». Избегайте также обобщений: «ты всегда перебиваешь собеседника», лучше сказать: «ты в этот раз перебила собеседника», даже если это часто повторяется;

2) сосредоточивайтесь на конкретной ситуации, а не абстрактном поведении (это касается и критики, и похвалы). Вместо того чтобы сказать: «Иногда ты улыбаешься, и твои глаза сияют», лучше сказать: «Когда ты только что говорила, твои глаза сияли, и ты улыбалась, за этим было приятно наблюдать». Это дает человеку советы по его поведению и делает более эффективными ваши слова;

1113) когда предоставляете обратную связь, помните, что ее цель — помочь другому, а не удовлетворить вашу потребность выразить свои впечатления. Ваши советы и замечания должны быть конструктивные;

4) не давайте много советов и критики, высказывайте свое мнение только по поводу того, что человек может изменить. Если у кого-то неприятная на ваш взгляд мелодика голоса — высказывать свою критику по этому поводу нет смысла, или же какой конструктивный совет вы дадите в этом случае?

5) не навязывайте обратную связь силой. Если выражаете свои впечатления и мысли по поводу поступков или слов человека, а он от вас этого не ожидает — результаты могут быть нежелательными. Если у вас есть договоренность о «тренерстве», то сосредотачивайте свои впечатления и советы только на той сфере, о которой вы договорились с коллегой, и не распространяйте обратную связь на личную жизнь человека и убеждения.